• svput@tularegion.org
  • Тульская область, г. Суворов ,
    ул. Энергетиков, д. 5.
  • +7 (48763) 2-04-06+7 (48763) 2-72-71 +7-953-198-24-77
 
15 января – День образования Следственного комитета России 11.01.2017 14:29:39

15 января – День образования Следственного комитета России

Самостоятельной эта структура стала шесть лет назад, после её вывода из системы прокуратуры. Это было сделано с целью организации более эффективной работы как органов прокуратуры, так и следственных органов. Идея была не нова: впервые отделить следственное ведомство от других государственных структур решил ещё Петр I. Но прошло не одно десятилетие и даже не одно столетие, прежде чем вернулись к этой идее. О том, какой путь пройден следственным ведомством до его нынешнего статуса, рассказывает заместитель руководителя Суворовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области старший лейтенант юстиции Алексей Сергеевич Плешивин. – Первые специализированные следственные органы России были учреждены еще в 1713 году. Это были «майорские» следственные канцелярии, которые впоследствии были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь – о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти. После упразднения следственных канцелярий с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались неспециализированные судебные и административные органы. Именно с этим периодом связано зарождение и развитие в России административной модели организации следственного аппарата. В связи с судебной реформой 1860 г. следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В ноябре 1917 г. институт судебных следователей был упразднен. Через год был образован единый следственный отдел ВЧК, а в августе 1921 г. – следственная часть при Президиуме ВЧК. В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования. В 1938-1939 г.г. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. В середине 1960 г. ситуация стала меняться. В Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. Лишь в 2007 г. из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. А самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако вновь созданный Следственный комитет еще входил в систему органов прокуратуры. Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры РФ создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия. Этот закон установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент России. Нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным. В настоящее время реализуемая Следственным комитетом следственная власть является продолжением президентской власти.. Несмотря на относительную молодость, деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.


Возврат к списку


Написать в редакцию