20.12.2017 14:00:31
Встать! Суд реорганизуется
Упразднить Белевский, Заокский, Чернский районные суды, включив их в состав создаваемых межрайонных Суворовского, Алексинского, Плавского. С предложением выйти в Госдуму с такой законодательной инициативой к областным парламентариям обращается председатель Тульского областного суда Юрий Рябцов. Едва появившись, эта новость породила множество кривотолков: суды закрываются, придется ездить в другие районы, дела станут рассматривать годами… «Незнание и непонимание сути процессов порождает слухи», – замечают эксперты. За разъяснениями мы обратились к первоисточнику.
– Юрий Александрович, в чем суть преобразований?
– Чтобы в них разобраться, нужно совершить небольшой экскурс в историю.
С 1 января 2004 года отдельные категории дел в районных судах стали рассматривать коллегии из 3 судей (до тех пор решение по делу выносилось судьей единолично). Поправки были приняты для того, чтобы свести к минимуму вероятность ошибочных решений. В крупных судах проблем никаких. Но в Тульской области немало районов, где в судах работало от 1 до 4 судей всего. Понятно, что к такому триумвирату многие были не готовы: заболел человек или в отпуске – процесс встал. Следует учитывать, что создание судов и их ликвидация – прерогатива федеральных законодателей, значит процесс очень долгий. Как решили справляться с ситуацией? Внутри областных судов производили перераспределение судей.
– И Вы все же инициируете реорганизацию судов в Тульской области.
– Все дело в том, что в так называемых малосоставных судах, где судей от 1 до 4, нагрузка на судей невелика. При этом дел, которые по закону должны рассматриваться коллегией из трех судей, совсем немного. Итог – потеря судьями квалификации. Должен быть председатель в районном суде, плюс работники аппарата суда. Это влечет бессмысленные траты на их содержание. Потому 2 декабря 2008 года был принят федеральный закон о создании в Тульской области 4 судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов.
– Но сейчас речь идет о создании межрайонных судов. В чем же разница?
– До 2011 года, когда был принят Федеральный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», не было как таковых понятий «межрайонный суд» и «судебное присутствие» (подразделение межрайонного суда в конкретном районе). Было только понятие «юрисдикция», распространяемое на конкретные районы. Законодательство изменилось, нужно упразднить районные и создать межрайонные суды, сформировать судебные присутствия.
– То есть Богородицкий, Ефремовский, Одоевский и Щекинский должны стать межрайонными судами. И такой же статус будет еще у трех судов: Алексинского, Плавского, Суворовского?
– Все верно. И, соответственно, в Заокском, Чернском и Белевском районах будут «судебные присутствия» межрайонных Алексинского, Плавского и Суворовского судов. Тогда в области останется всего 15 судов, из которых 8 будут иметь статус районных, а 7 – межрайонных.
– Каким-то образом эти преобразования затрагивают интересы граждан?
–Фактически ничего не упраздняется, не ликвидируется, не убирается! Вновь замечу, что мы приводим структуру в соответствие с федеральным законодательством. А для граждан все останется по-прежнему: территориально судьи где находились, там и будут, и посетителям в другие районы ездить не придется. Кроме того, с 1 июня 2018 года в районных судах рассмотрение уголовных дел отдельных категорий будет производиться с участием присяжных заседателей.
– Одно из опасений граждан: в результате реорганизации судебные дела будут рассматривать дольше.
– Работая над преобразованиями, мы оценили нагрузку на судей. Что получили? Нагрузка в 2014 году в месяц была 32 дела на судью, в 2015 – 34, в 2016 – 35. А что же было в реорганизуемых Заокском, Чернском и Белевском судах? От 19 до 28 дел в 2016 году приходилось на 1 судью ежемесячно. Это намного ниже среднеобластной нагрузки. Для примера, в регионе 4 больших суда: Центральный, Ленинский, Новомосковский, Щекинский. Там один судья рассматривает под 50 дел в месяц. Потому, объединяя суды, мы решаем вопрос рассмотрения дел коллегией из 3 судей (ведь при необходимости судья всегда сможет приехать) и направим судей туда, где относительно высок объем работы. И это позволяет нам эффективно рассматривать дела в установленные процессуальные сроки и не нарушать права граждан на рассмотрение дел в разумный срок. Так что все опасения и по поводу длительности рассмотрения дел, и работы судов в целом напрасны.
Подготовлено по материалам «Тульских известий».