Как организована безбарьерная образовательная среда в «Суворовской школе для ОВЗ»?
- 12.10.2024 17:00
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание безбарьерной образовательной среды. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. О том, как это организовано в Суворовской школе для обучающихся с ОВЗ, рассказывает учитель Светлана Быкова:
- Одним из компонентов комплексного сопровождения детей с ОВЗ в нашей школе стали уроки профессионально-трудового обучения (швейное дело). Это подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к доступной трудовой деятельности.
Обучающиеся знакомятся с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учатся соблюдать технику безопасности. У детей постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления изделий, они учатся организовывать своё рабочее место. С помощью учителя (или самостоятельно) дети создают эскизы изделий, проводят анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планируют последовательность операций по изготовлению изделия, контролируют качество выполненной работы, обсуждают полученный результат в соответствии со своими представлениями.
Постепенно у школьников формируются такие трудовые навыки, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству изделия и производить её в установленные сроки.
Для создания безбарьерной образовательной среды наши школьные мастерские оснащены современным оборудованием. В кабинетах имеются бытовая швейная машина, оверлок, коверлок, вышивальная машина, современные утюги, отпариватель, мультимедийное оборудование. Это позволяет детям в короткий срок успешно овладеть полученными теоретическими знаниями и применить их на практике.
Трудовая деятельность в такой швейной мастерской вызывает у учащихся интерес к творчеству, желание добиться успехов в работе, способствует расширению социального опыта, а также эстетическому и физическому развитию, формированию умений, позволяющих с пользой для себя и окружающих заполнять свой досуг во взрослой жизни.
Приобретая теоретические сведения и опыт работы на швейном оборудовании, девочки учатся соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной практической деятельности. По заказу школы они занимаются изготовлением спецодежды для дежурных в столовой; пошивом фартуков, косынок для кулинарных работ на уроках социально-бытовой ориентировки; пошивом головных уборов, фартуков для работы в столярной мастерской; изготовлением костюмов к мероприятиям и др. Ежегодно у нас проходит ярмарка-распродажа.
Ещё одним из примеров применения практических знаний, является сотрудничество с волонтёрским центром. Школа старается внести свой посильный вклад в поддержку наших участников СВО. Совместно с педагогами учащиеся выполняют, пошив изделий для бойцов: пятиточечники, тактические носилки, маскхалаты, дождевики, для госпиталя мужское и постельное бельё.
Работа организована так, чтобы степень самостоятельности школьников со временем возрастала. Предлагая задания различной трудности, даём всем учащимся возможность справиться с заданиями, поверить в свои силы, всё это повышает мотивацию к учению.
Подход, направленный на социализацию и активизацию жизненной позиции детей с ОВЗ, актуален для их самореализации, повышения самооценки и оценки в глазах окружающих.