23.06.2022 15:00:00
Цена хлеба: как обстоят дела у тульских хлебопеков?
Исторически у русского человека сложилось так, что хлеб – продукт № 1. И потому цена на него является лакмусовой бумажкой, неким индикатором благосостояния, уровня жизни соотечественников.
Правда, некоторые потребители до сих пор думают, что булки «растут на деревьях» и потому почти ничего не стоят. Но это, конечно, не так. В обратном многие смогли убедиться, когда весной хлебопеки столкнулись с непростой экономической ситуацией, из которой, сразу скажем, им помогли выйти без потерь. Впрочем, те, кто давно на рынке, говорят: не первый раз на море под названием экономика разыгрывается шторм.– Штормить нашу отрасль начало очень сильно с 2014 года – после известных событий, которые принято называть в нашей стране Крымской весной: введение первых санкций, валютные колебания и соответственно подорожание товаров внутри страны. Хлебопеки очень сильно тогда пострадали, – вспоминает Николай Калинин, директор ООО «Авангард». – Мы с 2014-го столкнулись с серьезной инфляционной составляющей, с одной стороны, а с другой, практически все каналы сбыта – это сетевые компании; с каждым сетевым контрагентом заключен договор поставки, где прописано: рассмотрение переоценок – в течение 21 дня. Как это по факту происходит? Мы пишем обоснованное письмо с просьбой повысить на такой-то ассортимент цену на столько-то. 21 день ждем. Проходит три недели. Ответ: не согласовываем. А мы уже сырье, упаковку закупаем по новым ценам. Пишем снова письмо-обоснование. И так почти бесконечно. В течение 2014-2015 годов у нас в отрасли переоценки длились по девять – двенадцать месяцев. Мы из-за таких ценовых волн где-то и в минус уходили. Существенно росла затратная часть, а наша отпускная цена пропорционально не повышается. Спасибо депутатам Госдумы, подготовившим и принявшим закон о торговле, который во многом облегчил жизнь хлебопеков, законодательно запретив возврат нереализованной продукции и ограничив так называемые бонусы. Но инфляция все равно была. И как следствие – многие предприятия уходили с рынка, просто не выдержав экономического давления. К моменту начала СВО большинство предприятий отрасли подошли финансово неподготовленными. Но не потому, что не умели работать, а потому что так сложились рыночные условия.
Надо понимать, в каком затратном положении находились предприятия отрасли к началу специальной военной операции, после которой последовали санкции, ограничения. Приведем пример: в январе килограмм маргарина стоил 109 рублей, а в первых числах марта уже 240, сахар подскочил с 51 рубля до 75-76, мука всех сортов подорожала на 60%, а растительное масло на 40-45%. Взлетела цена на широкий спектр упаковочных материалов, а хлебопеки оказались в этом плане очень импортозависимы. А тут еще вводится запрет на импорт в Россию многих ингредиентов и компонентов, сырья оставалось на несколько недель (благо, удалось найти альтернативных поставщиков).
– Кредитные ресурсы подорожали до 27%, так же подскочили цены на 70-80% на запчасти на расходные материалы для автотранспорта – а у нас порядка 70 единиц и это, помимо хлебных машин: автобусы, фуры, муковозы. В марте мы уже ясно понимали, что нас ожидает. Запас прочности оказался на грани, – продолжает Николай Николаевич. – Я в этой должности более 20 лет и за этот период мне приходилось работать со многими руководителями области, города, министрами сельского хозяйства, но вот такого понимания, такой озабоченности, такой вовлеченности в суть проблемы, как в текущей ситуации, я прежде не наблюдал никогда. Действительно хороша ложка к обеду. Нас собрали, выслушали, мы отвечали на все поставленные нам экономические вопросы, наши экономисты давали обоснование и в выходные, и до полуночи. Мы дали понять: если со стороны федерального центра или региональных властей не будет оказано помощи отрасли, то наш регион может оказаться не то что без хлеба, но ассортимент иссякнет, цены очень серьезно вырастут, могут возникнуть перебои с поставками. Очень оперативно федеральная власть пошла на то, что предприятиям отрасли выделили субсидию в размере 2,5 руб. за килограмм выпускаемой продукции при условии, что мы не повышаем цены на хлеб в период получения данной субсидии. А губернатор Тульской области Алексей Геннадьевич Дюмин пошел на то, чтобы выделить дополнительно за счет бюджета региона региональную субсидию в размере 5 рублей за килограмм выпускаемой продукции – конечно, не по всему ассортименту, а на основные сорта хлеба, выпускаемым по определенным ГОСТам. Это было сделано очень оперативно, на сегодняшний момент предприятия отрасли получили субсидию за январь, февраль, март – и федеральную, и региональную. И она оказалась в достаточном размере, чтобы не просто сохранить предприятия, но и немного улучшить свои финансовые показатели, решить некоторые долговые вопросы. Так же мы получили четкие гарантии того, что в ближайшие несколько месяцев, если мы также не будем повышать отпускные цены на хлебобулочные изделия, то помощь будет сохранена как в федеральной части, но и с региональной составляющей. Поэтому других слов, кроме искренних слов благодарности за сопереживание и своевременную поддержку, у меня нет. Слава Богу, что никаких перебоев с поставками хлеба в нашем регионе не произошло. Все предприятия Тульской области стабильно работают, дефицита хлеба не наблюдается.
Дмитрий Иванов, начальник отдела развития торговли департамента предпринимательства и торговли министерства промышленности и торговли Тульской области:
– В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства» в соответствии с постановлением правительства Тульской области № 56 от 17 февраля 2021 года «От утверждении порядка предоставления из бюджета Тульской области субсидий на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий» в качестве мер государственной поддержки хлебопекарным предприятиям Тульского региона в 2022 году выплачиваются субсидии на осуществление компенсации – части затрат из расчета 7,5 тыс. руб. на реализацию 1 тонны произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий (ОКПД2-10.71.11.110 и 10.71.11.120), причем 5 тыс. рублей из 7,5 тыс. рублей компенсируется из бюджета Тульской области. Указанная мера позволила хлебопекарным предприятиям Тульской области не допустить рост отпускных цен в апреле-мае текущего года на основные сорта хлебобулочных изделий и продолжить выпуск свыше тысячи тонн хлеба социальных сортов в месяц, включая хлеб из ржаной и смешанных сортов муки.
Тамара Емельянова, жительница поселка Арсеньево:
– Хлеб всегда считался и считается самым главным продуктом. Мы, пожилые люди, не представляем свой стол без него, и когда идем в магазин, то в первую очередь заходим в хлебный отдел. Я, как и многие пенсионеры, переживала, что при таком стремительном росте цен подорожает и хлеб. Но черный хлеб и батоны, которые я привыкла покупать, не выросли в цене. Очень хорошо, что правительство Тульской области не допустило роста цен – и у нас есть возможность покупать привычный нам хлеб за те же деньги.
Татьяна Труфанова, председатель Совета Тульского областного союза потребительских обществ:
– Мы четвертый месяц удерживаем цены на хлеб, хлебобулочные изделия. Люди на селе эту ситуацию оценивают однозначно как позитивную тенденцию. И для наших организаций, и, конечно, для производителей субсидия – очень большое подспорье, беспрецедентная мера поддержки, которая положительным образом сказывается на всех участниках рынка: от хлебопека до покупателя все в выигрыше. Хотя цены на муку, маргарин растут. Но субсидия дала возможность сельскому населению приобретать востребованный продукт по прежней цене. Напомню, хлеб – это основной социальный продукт на наших столах, ни одна семья без него не обходится. Цена на хлеб сложилась стабильная, а это очень важно, это хороший признак. Люди на селе очень благодарны за то, что хлебопеков поддержали.