• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-05-29 11:00:00 · Полезно знать

Переплата за услуги ЖКХ: как вернуть деньги

Переплата за услуги ЖКХ: как вернуть деньги

Иногда в платежке за коммунальные услуги мы видим не те цифры, которые ожидали. Например, сумма за свет, газ и воду оказывается выше, чем обычно. В таком случае жилец может обратиться в управляющую компанию (УК) или МФЦ для перерасчета.

Портал Объясняем.РФ рассказывает, как вернуть деньги за переплату ЖКХ и в каком случае придется идти в суд.

За какие услуги могут сделать перерасчет

Граждане могут рассчитывать на перерасчет по следующим жилищно-коммунальным услугам:

  • электричество;
  • отопление;
  • вода;
  • газ;
  • канализация;
  • вывоз мусора.

Сумму платежа могут изменить как в меньшую, так и в большую сторону. Если жилец переплатил за ЖКУ, то вернуть деньги не получится — сумму зачтут в счет будущих начислений. А в случае недоплаты — включат в следующую платежку.

Отметим, что вернуть деньги за коммунальные услуги могут как по просьбе жильца, так и поставщика услуг, управляющей компании или ТСЖ. Например, при незаконном подключении к инженерным сетям без счетчика. Если поставщик ЖКУ выявит подобное нарушение, жилец будет вынужден устранить его. После этого гражданину пересчитают плату за услуги в сторону увеличения.

Когда может возникнуть переплата

Переплата за коммунальные услуги может появиться по нескольким причинам:

  • перерыв в предоставлении ЖКУ. Например, из-за ремонта случились перебои в подаче воды или электричества. Как правило, такие форс-мажоры УК и ТСЖ фиксируют документально. В таком случае человек не обязан платить за период, когда по факту услуги ЖКХ не были получены. Для разных ЖКУ есть максимальное время допустимых перерывов. Так, отключить газ могут не более, чем на четыре часа в месяц суммарно, а отопление — не более 24 часов в месяц;
  • низкое качество ЖКУ. К качеству жилищно-коммунальных услуг существуют определенные требования, которые прописаны в постановлении Правительства, в СанПиН и договорах с поставщиками. Например, в норме температура горячей воды должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. При этом, если она ниже, чем 40 градусов, человек может платить за нее как за холодную. Производить замеры должен специалист из УК или ТСЖ;
  • отсутствие людей в квартире. Если человек не находится в жилье более пяти дней, то он имеет право на перерасчет услуг ЖКХ. Однако ему придется подтвердить этот факт соответствующими документами (копией приказа о командировке, билетами на поезд и самолет со своими ФИО или справкой о лечении в санатории);
  • неисправные счетчики. В таком случае запросить перерасчет за ЖКУ могут жильцы или даже сами поставщики услуг, заподозрив предоставление некорректных показаний;
  • уменьшение числа жильцов. Запросить перерасчет за услуги ЖКХ можно, если в квартире стало проживать меньше людей — например, в связи с переездом. Однако этот факт также необходимо подтвердить документами;
  • отсутствие счетчиков. К примеру, если в многоквартирном доме есть общие приборы учета тепла, а индивидуальных нет, то жильцу начислят плату за отопление по прошлогодним среднемесячным объемам потребления или нормативам. После ежегодной корректировки платы за отопление будет проведен перерасчет;
  • получение льгот на ЖКУ. Если человек вышел на пенсию или, например, получил инвалидность и ему положены определенные скидки, то поставщики услуг сделают перерасчет.

Что делать в случае переплаты за коммунальные услуги

Для перерасчета размера платы за ЖКУ собственник должен обратиться в МФЦ, УК, ТСЖ или ресурсоснабжающую компанию, которая выставляла счета.

Для этого необходимо написать заявление и указать в нем причины, из-за которых возникла переплата. Приложите дополнительные документы: например, в случае отсутствия более пяти дней из-за командировки — бумаги, подтверждающие этот факт, а в случае смерти жильца — соответствующее свидетельство. Документы и заявление можно передать лично или отправить заказным письмом.

Отметим, что перерасчет за коммунальные услуги в жилье без счетчиков можно сделать только в том случае, если нет технической возможности установить такие приборы. А чтобы доказать этот факт, придется предоставить акт обследования.

Исходя из п. 6 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, если управляющая компания ошиблась в начислениях по ЖКУ, то она обязана не только сделать перерасчет, но и выплатить жильцу штраф в размере 50% от суммы превышения. Компенсация может быть выплачена деньгами или пойти в счет будущих платежей.

Если же человек по какой-то причине не передавал показания счетчика, то в первые три месяца в платежке ему выставляли счет по среднему ежемесячному расходу, а после — по нормативу. Однако после того, как актуальные показания будут известны, УК или ТСЖ произведут перерасчет.

Пример перерасчета

В качестве примера перерасчета возьмем ситуацию с отъездом жильца. Например, человек проживает в квартире, где нет счетчиков. Он решил улететь в отпуск на майские праздники с 28 апреля по 12 мая. Чтобы подтвердить этот факт, он предоставил тур: билеты и ваучер в отель. Кроме того, для перерасчета человек прикрепил акт о невозможности установки счетчиков в его квартире.

В течение пяти дней гражданину пересчитают плату за некоторые услуги, в том числе воду или газ, с 29 апреля по 11 мая, так как день отъезда и приезда не считаются.

Если говорить о вывозе мусора, то получить перерасчет за него может любой человек. Для этого используют специальную формулу, которая учитывает площадь жилья, количество проживающих, норматив накопления мусора и число временно отсутствующих людей.

Как сообщается на сайте Роспотребнадзора, жилец может подать заявление о перерасчете не позднее 30 дней после своего возвращения в квартиру, или до отъезда, но не ранее, чем за полгода.

Когда нужно обращаться в суд

Если несмотря на то, что человек подал верные документы, ему отказывают в перерасчете или не реагируют на заявку в течение месяца, он может написать заявление в жилищную инспекцию. Если и это не принесло результатов, человек вправе обратиться в суд.

Дополнительно жилец может потребовать, например, компенсацию морального вреда и судебных издержек. Как отмечается на сайте ДОМ.РФ, срок исковой давности для перерасчета по жилищно-коммунальным услугам составляет три года.

Если факт переплаты за ЖКУ был доказан и вы предоставили управляющей компании или ТСЖ все необходимые бумаги, то отказать в перерасчете они не имеют права. Главное — не пускать ситуацию на самотек.

Источник