Какие плюсы у самозанятости, и как ее оформить?
- 23.09.2024 11:00
Работать на себя — удобно и выгодно. Сам выбираешь клиентов, ставишь цену на свои услуги или товары и определяешь график. И налоги у самозанятых меньше, чем у наемных сотрудников, которые платят НДФЛ. Портал Объясняем.РФ рассказывает, что такое самозанятость и как ее оформить.
Кто такие самозанятые?
Самозанятые — это люди, которые работают на себя.
У них нет наемных сотрудников.
- Годовой доход не превышает 2,4 млн рублей.
- Платят только налог на профессиональный доход — он ниже, чем НДФЛ.
- Могут получить льготные кредиты и другие меры господдержки.
- Любой доход самозанятого является легальным предпринимательством — это защищает от штрафов налоговой и помогает развивать свое дело.
Размер налога
Для самозанятых есть два вида ставок. Какой процент от дохода вы будете платить, зависит от его источника:
- 4% — если деньги поступили от физического лица;
- 6% — если от юрлица или индивидуального предпринимателя.
Ставки сохранятся до конца 2028 года.
Плюсы самозанятости
- Нет дохода — не надо платить налог.
- Не нужны онлайн-кассы и декларации. Налог рассчитывается автоматически.
- Работа с физлицами и компаниями — по договорам об оказании услуг, авторского заказа или подряда.
- Можно одновременно работать по трудовому договору, но работодатель не должен быть вашим клиентом по самозанятости.
- Страховые взносы в фонд ОМС автоматически отчисляются с налога.
- Пенсионные взносы в СФР добровольные через «Мой налог» — так будут начисляться страховой стаж и пенсионные коэффициенты.
Меры поддержки самозанятых
- 10 тыс. руб. — налоговый вычет при регистрации. Пока сумма не израсходована, ставка налога пониженная: 3% при расчетах с физлицами, 4% при расчетах с юрлицами и ИП.
- Льготные займы на развитие бизнеса или погашение расходов. Полные условия — на сайте Минэкономразвития.
- Льготная аренда рабочего места в коворкингах, офиса или производственного помещения в бизнес-инкубаторах, а также государственного или муниципального имущества: земли, транспорта, оборудования.
- Также доступны консультации, обучение и продвижение в центрах «Мой бизнес».
Кто может оформить самозанятость?
- Работающие удаленно: копирайтеры, веб-разработчики.
- Те, кто хочет легально подрабатывать, в том числе подростки с 14 лет (нужно письменное разрешение от родителей, заверенное у нотариуса).
- Представители сферы услуг: парикмахеры, репетиторы, фотографы, ремонтники.
- Те, кто получает доход от сдачи жилья в аренду.
- Те, кто продает товары собственного производства.
- Без обращения в налоговую — любой россиянин, а также граждане Казахстана, Киргизии, Армении и Белоруссии. Гражданам других стран сначала нужно получить ИНН в ФНС.
Кто не может оформить самозанятость?
- Госслужащие. Исключение: если они сдают жилье в аренду.
- Адвокаты, частные нотариусы, арбитражные управляющие, медиаторы и оценщики, но только по основной специальности. Самозанятый адвокат может заниматься репетиторством.
- Те, кто продает подакцизные товары и с маркировкой «Честный знак» либо товары, которые производятся другим человеком или компанией.
- Посредники, например, турагенты и риелторы.
- Те, кто добывает или продает полезные ископаемые.
- Арендодатели нежилой недвижимости, например, апартаментов или гаража.
Как стать самозанятым?
- Через приложение «Мой налог»: отсканируйте в приложении паспорт и загрузите свое фото.
- Через личный кабинет самозанятого на сайте ФНС: для регистрации и входа нужны ИНН и пароль от личного кабинета налогоплательщика.
- Через «Госуслуги»: во вкладке «Регистрация в качестве самозанятого» подтвердите данные паспорта и ИНН, заполните анкету и отправьте заявление. Ответ придет в личный кабинет в течение пяти рабочих дней.
- Через приложение банков из списка на сайте ФНС.
Как платить налоги?
Налог рассчитывается автоматически по чекам от клиентов в приложении «Мой налог» или банковском приложении и оплачивается там же.
- В приложении «Мой налог» формируйте онлайн-чеки после каждой оплаты и отправляйте клиентам.
- В приложении банка при поступлении денег нажимайте кнопку «Заявить о доходе» и отправляйте документ в налоговую. Налоговая рассчитает платеж с общего дохода за отчетный период.
Как ИП стать самозанятым?
Оформите самозанятость при регистрации ИП как режим налогообложения. Если ранее выбрали один из спецрежимов для ИП, зарегистрируйтесь как самозанятый.
Сообщите о смене налогового режима в ФНС в течение месяца, если:
- пользуетесь упрощенной системой налогообложения,
- платите единый сельскохозяйственный налог.
Если вы ИП на патентной системе налогообложения, дождитесь, когда закончится срок действия патента, либо сообщите в ФНС, что отказываетесь от патента и переходите на самозанятость.
При смене налогового режима сниматься с учета как ИП не нужно.